Top menu

6 новых и улучшенных элементов Altium Designer 14.3

В статье рассмотрены важные добавления, которые появились в версии Altium Designer 14.3.

1. Улучшен фильтр редактора печатной платы

В PCB Filter и PCBLIB Filter с выходом  Altium Designer 14.3 были внесены большие улучшения, оптимизирован способ поиска объектов в конструкции или библиотеке. Результатом является новый, более интуитивно понятный интерфейс.

Название панелей остались PCB Filter и PCBLIB Filter, но интерфейс был изменен (см. Рис.1).

Altium_6_01
Рис.1. Панели PCB Filter и PCBLIB Filter

Стоит отметить, что обе панели теперь исключительно вертикальной ориентации и не имеет больше возможности горизонтального расположения (в верхней или нижней части главного окна программы).

В панели PCBLIB Filter, используя Filter The Whole Library можно контролировать, фильтрация применяется только к активным компонентам (опция выключена) или ко всем компонентам в активном документе библиотеки (опция включена).

Создание простых выражений фильтра

Основная область панели является управлением для быстрого построения простых выражений фильтра, реализуемую выбором любой комбинации объектов. Типы объектов  (Track, Arc, Via, Pad, Fill, Region) расположены в матрице и классифицированы на Net (принадлежащие к цепям), Comp (принадлежащие к компонентам) и Free (свободные) (см.Рис.1.).

Так как Text отсутствует в цепях из матрицы в классификации Net он исключен. По этому же принципу объекты Component, ComponentBody, Room и Polygon присутствуют только в столбце Free.

Что бы использовать объект в составлении выражения фильтрации, необходимо включить соответствующую галочку в матрице. Команды, вызываемые нажатием ПКМ, позволяют быстро установить или снять все галочки в матрице.

С помощью области Layer, можно ограничить фильтр выбора объектов для конкретного слоя, слоев или определенного класса слоев:

  • Набор слоев по умолчанию:
    • <All Layers> (все слои)
    • <Component Layers> (слои с компонентами)
    • <Electrical Layers> (электрические слои)
    • <Signal Layers> (сигнальные слои)
  • Определенные слои, которые определены в стеке слоев (в диалоговом окне Layer Stack Manager)
  • Верхний и нижний слои маски.

После того как выбор фильтрации окончен, программа динамически сформировала выражение запроса в области Filter. По завершению составления запроса его необходимо применить нажатием кнопки  Apply или Apply to Selected если требуется применить только для тех объектов которые выбраны в рабочей области (см.Рис.2).

Altium_6_02
Рис.2. Пример быстрого построения фильтрации

«PCB Filter» позволяет строить фильтрацию любой сложности. Более сложные выражения можно определить одним из следующих способов:

  • Ввод запроса непосредственно в главном окне выражения. По мере ввода выражения в главном окне, программа предлагает ключевые слова в качестве помощи.
  • Используя Query Helper (кнопка Helper). При запуске программа анализирует документ и формирует список всех доступных объектов и ключевых слов, которые могут быть использованы при составлении выражения.
  • Используя Query Builder (кнопка Builder). Query Builder позволяет создать выражение ориентированное на конкретные объекты документа, используя логические операции and/or.
  • Изменение логического выражения, используя выбор объекта/слоя в вышеуказанных регионах.

Нижняя область панели обеспечивает различные варианты визуального отображения объектов, в рабочей области, попавших под выражение фильтра:

  • Select – При включении, отфильтрованные объекты выделяются в рабочей области.
  • Zoom – При включении, отфильтрованные объекты будут отмасштабированны в центре главного окна программы.

Так же при включении Non-matching можно контролировать визуальное отображение объектов, не попавших под выражение фильтра:

  • Deselect – (включено по умолчанию) все объекты, не попавшие под  выражение фильтра, будут выключены.
  • Normal/Mask/Dim – осуществляется выбор из трех параметров:

* Normal – Выделятся отфильтрованные объекты, а отображение остальных объектов  остается неизменно.

* Mask – становятся видными только отфильтрованные объекты, с все остальные объекты делаются монохромные. Когда эта опция применяется, все не отфильтрованные объекты будут недоступны для выбора или редактирования.

* Dim – отфильтрованные объекты становятся видны в окне редактора дизайн, а все остальные объекты сохраняют свой цвет, но находятся в «тени».

2. Улучшено перемещение компонентов и соединений в редакторе схем

Перемещение компонентов и соединений в редакторе схем было значительно улучшено в Altium Designer 14.3. Предотвращен разрыв цепей при перемещении компонента, а также выполнены следующие улучшения:

  • При перетаскивании объектов, соединенных параллельными цепями, образуется «лестница», чтобы свести к минимуму образование авто-соединений(см.Рис.3).

Altium_6_03
Рис.3. Образование «лестницы»

  • Во время перетаскивания провода отображаются корректно, даже если есть несколько пересекающихся сегментов.
  • Мерцание во время перетаскивания была устранена.
  • Перемещение цепи с меткой было улучшено. В Altium Designer 14.3 при перемещение цепи с меткой, метка остается прикрепленной к цепи (см.Рис.4).

Altium_6_04
Рис. 4. Перемещение цепи с меткой

  • Во время перетаскивания места создания авто-соединений отмечаются красными точками, а у стрелочки мыши загорается восклицательный знак, сигнализирующий о создании авто-соединения (см.Рис.5).

Altium_6_05
Рис.5. Создание авто-соединения

Для включения\отключения точек сигнализирующих об ошибках, а также выбора из цвета необходимо зайти в DXP>Preferences>Schematic > Compiler (см.Рис.6)

Altium_6_06
Рис. 6. Диалоговое окно управления индикацией отображения авто-соединений

  • Перестали удаляться ненужные / избыточные авто-переходы после перетаскивания.
  • Предоставление визуального отображения при перетаскивании нескольких цепей.

3. Изменение правила проектирования «Clearance» (зазор).

До сих пор, для достижения желаемого результата в конструкции сложных плат, было необходимо задавать огромное количество правил зазора между различными объектами и расстановка приоритета между этих правил было очень трудоемким. А так же при импорте проекта из других программ, например PADS, разумное число определенных правил зазора между объектами превращалось в огромный список. В Altium Designer 14.3 правило «Clearance» задается в виде матрицы минимальных зазоров (см. Рис. 7).

Используя матрицу можно точно настроить зазоры между любыми объектами в проекте. В сочетании с правилом — определения объема, у вас есть все необходимое для создания краткого и целенаправленного набора правил для удовлетворения даже самых сложных проектов.

Altium_6_07
Рис.7.  Матрица минимальных зазоров

Определение значения зазоров в матрице может быть выполнена следующим образом:

  • Одиночное редактирование ячейки — изменить минимальный зазор для конкретной пары объектов. Просто нажмите на ячейку, чтобы выбрать его для редактирования.
  • Редактирование нескольких ячеек — изменить минимальный зазор для нескольких пар объектов:
    • Используйте Ctrl + ЛКМ или ЛКМ нажмите и перетащите, чтобы выбрать несколько ячеек в столбце.
    • Используйте  Shift + ЛКМ для выбора нескольких смежных ячеек в строке.
    • Нажмите на заголовке строки быстро выбрать все ячейки в этой строке.
    • Нажмите на заголовок столбца, чтобы быстро выбрать все ячейки в этом столбце.
    • Нажмите на пустую ячейку в левом верхнем углу или Ctrl + A, чтобы выбрать все ячейки.

После выбора необходимых ячеек, введите новое (требуемое) значения минимального зазора и нажмите Enter или щелкните на другую ячейку. Во всех выбранных ячейках значение будет изменено (см. Рис.8.).   

Altium_6_08
Рис.8. Изменение значения ячейки.

В общей группе правила Clearance в столбце Attributes отображается информация используется ли одно  минимальное значение зазора по всей матрице, для всех комбинаций объектов (в виде Clearance = <value> ), или же некоторые пары были изменены с конкретными зазоры (в виде Generic clearance = <value>, and <x> value(s) for objects.) (см. Рис.9)

Altium_6_09
Рис.9. Группа правил Clearance

4. Улучшен порядок выбора объектов

В Altium Designer 14.3 были внесены улучшения в выборе отдельных объектов в редакторе PCB. Реализованы следующие возможности выбора:

  • Выбор перекрывающихся объектов (как правило, в разных слоях) без использования всплывающего окна.
  • Выбор объектов более высокого уровня (более высокой логической иерархии), относительно выбранного объекта.

Выбор перекрывающихся объектов

В предыдущих версиях Altium Designer, пытаясь выбрать объект, который был расположенный в «столбе» перекрывающихся объектов (как правило, в разных слоях) вызвало всплывающее окно, из которого можно было выбрать необходимый объект. В Altium Designer 14.3, теперь есть выбор, использовать этот всплывающее окно или нет. Для использования этого окна, необходимо включите Display popup selection dialog, в PCB Editor — General в диалоговом окне Preferences (DXP> Preferences) (см .Рис.10.).

Altium_6_10
Рис.10. Включение всплывающего окна

С отключенным окном выбор перекрывающихся объектов использует следующий приоритет:

  1. Контактная площадка
  2. Отверстие
  3. Трек / Дуга
  4. Компонент
  5. Полигон
  6. Регион
  7. Текст

Переключение по циклу осуществляется нажатием клавиши Tab (или последовательными одиночными нажатиями ЛКМ в одном положении).

Выбор более высокого порядка объектов

Относительно выбранного объекта в Altium Designer 14.3 можно переключаться на объекты более высокого уровня.

Выбор происходит по следующему логическому циклу:

  • Сегмент трек —> Все связанные сегменты трека на текущем слое —>  Все выводы и отверстия в выбранной цепи —> Все электрические объекты в выбранной цепи. 
  • Вывод компонента —> компонент (вывод которого был выбран)—> Вся цепь объектов, связанных с изначально выбранный выводом на текущий слой —> Вся цепь объектов, связанных с изначально выбранный выводом на других слоях
  • неподключенный вывод —> компонент (вывод которого был выбран)
  • Переходное отверстие —> Все электрические объекты, связанные с этой цепью
  • Компонент —> Все электрические объекты, связанные с этими цепями
  • Полигон —> Все электрические объекты, связанные с этой цепью

Переключение между объектами осуществляется нажатием кнопки TAB, если этот выбранный объект не является перекрывающимся с другими объектами (см. Рис.11). Если выбранный объект является перекрывающимся объектом, то переключения осуществляется последовательным нажатием клавиш S , X.

Altium_6_11
Рис.11. Переключение к объектам более высокого порядка.

5. Улучшена настройка выравнивания дорожек по длине

Настройка длины в стиле меандр, также известный как змеевидная маршрутизации, является стандартным методом дизайн дорожек для высокоскоростных сетей с критическими требованиями времени прохождения сигнала. Зоны меандр добавляют для того, чтобы критические дорожки имели соответствующую длину. Меандр добавляются к существующему маршруту, используя в Altium Designer инструмент Interactive Length Tuning. После того, как инструмент выбран, необходимо нажать на проводник, и тянут по существующему маршруту, чтобы добавить зону меандр. Во время добавления меандра появляется шкала отображения необходимой длины дорожки (см. Рис.12.).

Altium_6_12
Рис.12. Создание зоны меандра

Длину дорожки можно настроить с помощью Length Tuning Gauge, которая включается и выключается с помощью сочетания клавиш Shift + G.

На дисплее настройки включает в себя:

  • Минимальная, Заданная и Максимальная длины, показаны вертикальными линиями на датчике
  • Текущая длина маршрута, отображается цифрами на верхней части ползунка
  • Ползунок, который ранее показывал длину дорожки в настоящее время, разбиты и теперь показывает длину маршрута + длину оставшегося пути.

Редактирование существующей зоны меандра

Чтобы изменить существующую зону меандра, нажмите один раз, чтобы выбрать его и отобразится рамка, с вершинами, перемещая которые создается необходимая зона для формирования меандра (см. Рис.13.). Проводник автоматически изменяются в соответствии с новой формой ограничивающей области.

Altium_6_13
Рис.13. Редактирование зоны меандра

Редактирование Length Tuning Gauge

Для редактирования параметров самого меандра необходимо его выбрать и двойным щелчком мыши нажать на нее (или нажать TAB). В открывшемся диалоговом окне Interactive Length Tuning можно изменить стиль, амплитуду и шаг меандра (см. Рис.14.).

Altium_6_14
Рис.14. Диалоговое окно Interactive Length Tuning

Следующие сочетания клавиш можно также использовать при изменении ограничивающий область меандра:

  • Shift + G — включить отображение длины Length Tuning Gauge.
  • , — уменьшение амплитуды на значение, указанное для Amplitude Increment.
  • . — увеличение амплитуды по значению, указанному для Amplitude Increment.
  • 1 — уменьшить Радиус скругления.
  • 2 — увеличить Радиус скругления.
  • 3 — уменьшить шаг по значению, указанному для Gap Increment.
  • 4 — увеличить шаг по значению, указанному для Gap Increment

Улучшена PCB панель

Во время интерактивной трассировки текущая длина маршрута отображается в PCB панели (при установке на режим Nets). По умолчанию панели отображает имени цепи, количество узлов, длина трассы и оставшаяся длина. Для добавления дополнительных колонок необходимо нажать ПКМ на заголовок колонки. На рисунке 15 показаны все столбцы.

Altium_6_15
Рис.15. Панель печатной платы

Если в правилах проектирования заданы длины цепей, то отображается состояние каждой цепи согласно правилам. Также желтым цветом, выделяются цепи < минимального значения заданного в правилах, а красным, если протяженность маршрута > максимального значения. Цепи, удовлетворяющие правилам, не окрашиваются (см. Рис.15).

6. Улучшено редактирование и управление полигонами.

Большинство проектов сегодня используют медные полигоны, которые легко создать в Altium Designer путем размещения полигона. Altium Designer 14.3 вносит ряд усовершенствований редактирования полигонов, которые упрощают и упорядочивают работу с полигонами.

Основные изменения:

  • введение режима не залитых полигонов, где полигон обозначается только контуром (см Рис.16.), что уменьшает загруженность сложных проектов;Не залитый полигон не является электрическим объект, то есть, это не вызовет нарушения правил, такие как зазор или короткого замыкания во время редактирования. Отображается полигона контуром, информирует проектировщика о своем существование и дает возможность редактировать полигон по мере необходимости.

Для выбора полигона необходимо нажать на любой его край.

Altium_6_16
Рис.16. Полигон

  • Значительно улучшена возможность редактирования полгона. Для изменение формы полигона, необходимо перетащить за его ребро или вершину, как описано ниже.

Altium_6_17
Рис.17. Изменение формы полигона

Центральные вершины обозначаются не залитым квадратом, угловые вершины залитым. Каждое ребро или дуга имеет 2 концевых вершин и 1 центральную вершину.

Доступны три стиля редактирования, скос, дуга и передвижение. Для переключения между стилями,при выполнении перемещения вершины, необходимо нажать Shift + Пробел.

Также можно добавлять и удалять вершины:

Чтобы добавить вершину: Выберите многоугольник, удерживая Ctrl нажмите и переместите край полигона.

Чтобы удалить вершину: Выберите многоугольник, нажмите ЛКМ и удерживайте на вершине, а затем нажмите Delete на клавиатуре.

Объединения ориентированных ребер в одно: после редактирования полигона его край может состоять из нескольких ориентированных ребер, они могут быть объединены в одно ребро, нажав и удерживая в любом месте вдоль края (где нет вершины).

  • Перемещение полгона в новое место, перетаскивая его предварительно нажав на нем и удерживая ЛКМ.
  • Автоматически перезаливка полигонов при их редактировании:

DXP>Preferences>PCB Editor>General в поле Polygon Repour имеются три варианта заливки полигона.

Never — После редактирования полигон переключается на не и остается в этом состоянии до тех пор, пока не выполнится команда Repour (нажав на полигон ПКМ и из появившегося меню выбрать Polygon Actions > Repour).

Ask – после каждого изменения полигона появляется окно (см. Рис.18.), которое спрашивает залить полигон сейчас или оставить незалитым.

Altium_6_18
Рис.18. Окно перезаливки полигона.

Always — Всегда автоматически перезаливать полигон после каждого его редактирования.

  • Обнаружение не залитых полигонов. Для обнаружения не залитых полигонов, в редакторе печатных плат, было добавлено правило (в категории Electrical см. Рис.19.).

Altium_6_19
Рис.19. Окно правил не залитых полигонов.

При выполнении проверки правил появляется окно (см. Рис.20.) в котором показывается, сколько полигонов не залито и заливать их или нет.

Altium_6_20
Рис. 20. Диалоговое окно не залитых полигонов.

Стоит обратить внимание на флажок Allow unpoured, он может быть использован при необходимости не заливать конкретные полигоны.