Top menu

Создание диаметральной трубной решетки в КОМПАС-3D

Очень часто попадаются модели, выполненные в КОМПАС-3D с эскизами без каких либо размеров. Хотелось бы показать, насколько полезно и просто взять за правило расставлять размеры в эскизах. И наглядно показать их работу с использованием панели «Переменные» на примере создания не очень сложного тела — диаметральная трубная решетка (специалисты которые работают в данной области, могут называть ее иначе).

Так же ниже вы увидите, как легко «вытащить» переменные из различных операций, массивов, эскизов и научитесь присваивать наименования переменных различным параметрам.

Но начнем, с самого начала 😉

Коротко об интерфейсе

У меня все панели стоят в вертикальном положении, панель переменных и дерево модели с левой части рабочего пространства, панель свойств располагается справа, основной уклон тут сделан не на работу с панелями, а на работу в с моделью.

Как правило, других настроек интерфейса не делаю.

Приступим к непосредственному созданию модели. Выбрать можно любую базовую плоскость это не принципиально и не сильно скажется на построении, но в уроке построение будет от «Плоскости XY».

Создадим новую деталь с расширением файла .m3d и сохраним.

alxumuk3D_01

Строим окружность из центра координат произвольного размера и ставим размер.

alxumuk3D_02

Откроем панель переменных и убедимся, что появилась новая переменная «D».

alxumuk3D_03

Значение переменной менять не обязательно, хотя можете экспериментировать на любом этапе, но не будем на этом акцентировать внимание, пойдем дальше.

Закроем эскиз и выберем «Операцию выдавливание», в графе направление поменяем на «Средняя плоскость», в графе «Расстояние» ничего не меняем, этот параметр будет управляемым на следующем этапе.

alxumuk3D_04

Посмотрим панель «Переменные» и раскроем «+» напротив «Операция выдавливания:1». В поле выражение соответствующее параметру «Расстояние 1» вносим английской раскладкой «B», после чего она появится в под переменной «D».

Примечание: вместо B можете ставить любое свою переменную, но по уроку будет В, на дальнейшие действия наименование этой переменной не влияет.

alxumuk3D_05

Выберем плоскую грань нашего цилиндра. И создадим на нем эскиз, с двумя окружностями из центра координат, проставим размеры D1 и D2 соответственно картинке. И проверяем наличие переменных в панели «Переменные»

alxumuk3D_06

Закроем эскиз и зайдем в панель «Поверхности» и выберем «Линейчатая поверхность», для «Кривая 1» выберем окружность D1, для «Кривая2» окружность D2. Закроем операцию. В результате чего будет создана поверхность.

alxumuk3D_07

Для удобство и большей наглядности скроем твердое тело.

alxumuk3D_08

Откроем панель «Пространственные кривые», выберем «Группа точек на поверхности», поверхностью выберем «Линейчатую поверхность: 1». Выбрать способ «По сетке вокруг заданной точки» параметры U% и V% выберем по 50, для того чтобы сетка точек строилась из центра поверхности.  Выберем тип сетки «Гексагональная», шаг по сетке изменять не обязательно, на следующих этапах этому параметру  присвоим переменную. И самое главное поставить галочку в «Учитывать границы» из-за чего точки не будут выходить за рамки нашей «Линейчатой поверхности: 1».

alxumuk3D_10

Теперь включим отображение нашего твердого тела и скроем поверхности и точки.

alxumuk3D_12

Далее создадим отверстие в центре координат, для чего выберем грань нашей цилиндрической доски и создадим «Эскиз» с окружностью из центра координат, диаметр окружности произвольной формы. Поставить размер «d» на окружность.

alxumuk3D_13

После чего закрыть эскиз и вырезать отверстие, тут можно пойти как минимум двумя путями, вырезать «Через все» или вырезать «На расстояние» равное толщине «B», пойдем менее затратным способом и вырежем «Через все»

alxumuk3D_14

Выбрав «Эскиз:3» выдавим тело такой же формы на всю толщину Трубной доски. Для чего кликаем на «Эскиз:3», выберем «Операция выдавливания», сменить направление на «Обратное» и способ «Через все».

alxumuk3D_15

Заходим в панель «Массивы» и выбираем «Массивы по точкам», кликаем по предварительно созданной операции «Вырезать элемент выдавливания:1» в дереве модели. В панели свойств переходим во вкладку «Параметры» и кликаем по полю «Точки», после чего выбираем «Группу точек по поверхности:1» в дереве построения модели. Завершаем операцию.

alxumuk3D_16

Геометрическое построение выполнено, осталось «связать» переменные.

Для дальнейшей работы нужно определиться, какими переменными мы хотим управлять. В данной статье будет показан вариант управления наружным диаметром трубной доски «D», диаметром слепой зоны «D2», диаметром отверстия «d», шагом «T» и минимальным зазором от наружного диаметра трубной доски и максимальным диаметром расположения отверстий под трубки.

Для начала откроем «Группу точек по поверхности:1» в панели «Переменные» и графе «Шаг» присвоим переменную «T».

Далее добавим новую пользовательскую переменную «Z_min» в панель «Переменные».

В строке «Выражение», напротив переменной «D1» вписываем формулу: (D-Z_min*2-d), она выводится из такой геометрической зависимости:

alxumuk3D_12_2

Выполнив последние манипуляции, и проредактировав переменные получаем вот такую картинку:

alxumuk3D_17

Итогом стала трубчатая решетка с большим количеством переменных чем в видео, показанном ниже.

alxumuk3D_17_2

При желании можно добавить зазор равный d  для слепой зоны D2, но пускай это останется как домашнее задание для желающих повторить подобного рода модель.

Результат

Это моя первая статья, надеюсь вам понравилась 😉

 

P.S. Для тех, кто хочет стать Мастером КОМПАС-3D! Новый обучающий видеокурс позволит вам легко и быстро освоить систему КОМПАС-3D с нуля до уровня опытного пользователя.