Санкции. Запрет продаж. Все это в одночасье стало привычно. Неожиданно всплыло и прочно обосновалось в нашем лексиконе модное ныне слово импортозамещение. Применять его стали во многих областях и по многим поводам. Неожиданно импортозамещение стало актуальным и для рынка САПР, точнее его аппаратной и программной части. И если с аппаратным обеспечением пока все спокойно и никаких причин для волнений нет (подчеркну, что пока), то с программным обеспечением уже есть прецеденты.
А именно то самое нашумевшее письмо, которое разослала пресс-служба Autodesk своим партнерам. Реальных результатов этого письма никто не знает и не видел, стало лишь модно спекулировать на этой теме, раздувать рейтинги, делать себе имя и рекламу.
Если отвлечься от эмоций и попытаться трезво оценить ситуацию, то сразу возникают много вопросов. Так ли страшны эти санкции? Чем грозят запреты разработчикам и пользователям? Кто останется в выигрыше от сложившей ситуации в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
Риски и проблемы разработчиков и поставщиков ПО мы сейчас не будем рассматривать, обратимся к потенциальным проблемам и трудностям пользователей. Под пользователем я понимаю и предприятия в целом, использующие программные продукты для решения бизнес-задач, и конечных пользователей — конструкторов, разработчиков, проектировщиков и всех тех, кто использует программы в своей профессиональной деятельности.
Нужно отдавать себе отчет, что запретить использовать уже приобретенные лицензии никто не сможет, если речь не идет о госкомпаниях, в которых балом правит государство. Это примерно как взять и запретить пользоваться купленными лет 5..10 назад, когда о санкциях еще и речи не было, импортными бытовыми приборами. Единственные риски для пользователей в этом случае — невозможность обновить существующие рабочие места и невозможность приобрести новые рабочие места. Сюда же можно отнести и невозможность качественного перехода, например с базового продукта на вертикальный. Не стоит также забывать и подписке, в рамках которой разработчик обязуется поставить новые версии своих продуктов, а в случае запрета это сделать будет непросто.
В зоне риска также находятся предприятия, выполняющие работы для нужд госструктур и госпредприятий. Им могут различными способами (прямыми и косвенными) запретить использовать импортное программное обеспечение для работы над проектами.
Совершенно другая ситуация с приобретением новых лицензий. Если перед предприятием возникает задача приобретения программного обеспечения САПР или лицензирования и легализации существующих рабочих мест, то тут, вероятно, придется искать замену, рассматривать варианты, пробовать и сравнивать. Одним словом, импортозамещение.
В зависимости от того, чем занимается предприятие и в какой отрасли, возможны варианты. Если говорить конкретно о программном обеспечении Autodesk (а пока только от этой компании есть упоминания о санкциях и запретах), то всплывают, в первую очередь AutoCAD, Inventor и Revit. И если полноценной замены отечественной разработки для Revit не найти, то для Inventor — это Компас от Аскон и T-Flex от Топ Систем. Особняком здесь стоит AutoCAD, который являясь базовым продуктом имеет широкое распространение на отечественных предприятиях. При этом аналогов у AutoCAD нет так много. Есть зарубежные китайские (и не только) поделки, построенные на базе IntelliCAD: всевозможные ZWCAD, BricsCAD и другие, но рассматривать их как реальную замену AutoCAD не стоит, уж больно они слабы. Есть и российский аналог — nanoCAD от компании Нанософт, при этом он является единственным отечественным программным продуктом в этом классе программ. В складывающейся ситуации можно сказать, что nanoCAD — это единственный вариант для импортозамещения AutoCAD.
Почему AutoCAD стоит заменить на nanoCAD, а не на что-то другое? Причин для этого несколько. Во-первых, прямая поддержка формата DWG. В отличии от других систем, nanoCAD открывает чертежи AutoCAD напрямую без конвертации. Во-вторых, привычный до боли интерфейс в стиле классического AutoCAD. В-третьих, знакомый и привычный функционал программы. В-четвертых, наличие большого количества «вертикальных», специализированных программ на базе nanoCAD, предназначенных для решения проектных задач в разных областях, будь то строительство, машиностроение, электрика и пр.
Естественно, переход не пройдет гладко. Придется столкнуться с рядом проблем, о которых известно и пользователям и разработчикам, по этой теме написано много статей и найти эту информацию не составляет труда. Однако, практически все проблемы решаемы, требуется лишь время на освоение, поиск обходных путей, адаптацию и привыкание. Кроме того, если у предприятия на самом деле внедрена система автоматизированного проектирования, то замена программного обеспечения (которое составляет лишь седьмую часть от САПР) не принесёт сколько-нибудь серьезных проблем. Естественно, придется перестроить информационное обеспечение, частично откорректировать методическое обеспечение и провести другие работы.
Один из, пожалуй, самых веских аргументов перехода с AutoCAD на nanoCAD — прямая поддержка формата DWG. Не потому что пользователям не придется конвертировать файлы сейчас, чтобы открыть их в nanoCAD. А потому что когда санкции закончатся (глупо думать, что они продлятся сколько-нибудь долгое время), и пользователь решит перейти на AutoCAD, ему также не придется ничего конвертировать. И даже если сам он не решится переходить, а продолжит использовать платформу nanoCAD (что весьма мудро и правильно, поскольку прыгать с одного продукта на другой абсолютно бессмысленно), то он легко и быстро может передавать свои проекты иностранным партнерам, которым, в большинстве случаев, необходимо передавать документацию в формате DWG.
Итак, почему же nanoCAD — реальная замена для AutoCAD?
- можно напрямую открывать и сохранять все ваши файлы DWG, созданные в других программах, в том числе и в AutoCAD
- нет необходимости переучивать пользователей, поскольку интерфейс выполнен в стиле классического AutoCAD
- возможность использования специализированных решений на базе nanoCAD, ведь известно, что бизнес-модель Нанософт заключается в том, что базовый продукт стоит дешево либо совсем бесплатен, а за использование специализированных надстроек нужно платить
Однако, если уж продолжать развивать тему санкций и запретов, то можно предположить о полном запрете контактов с западными компаниями и использовании их продукции и разработок. И тут уже пострадает компания Нанософт, поскольку в своих продуктах она использует библиотеку Teigha для прямой поддержки DWG-формата, а владеет этой библиотекой американская организация Open Design Alliance. Кроме того, в nanoCAD используются и другие модули иностранной разработки, например, строенный PDF-принтер. Но это уже из области фантастики. Тогда нужно будет и компьютеры запретить (отечественных аналогов попросту не существует, что бы там ни говорили функционеры), а выдать всем листы ватмана и карандаши с ластиками. И никаких кульманов — их ведь тоже импортировали.
Надеюсь, до этого не дойдет.
P.S.
Вместо послесловия хочется лишь дать ссылку на мероприятие посвещенное данной тематике
Эффективное импортозамещение в сфере САПР
Программа конференции
Для компаний осуществляющих проектные работы в настоящее время актуальна проблема выбора качественных, отечественных инструментов проектирования, которые позволят снизить зависимость от иностранных разработчиков программного обеспечения, а также существенно сократить расходы на программное обеспечение, повысить скорость и качество выполнения проектных работ.
- В чем риск использования иностранного ПО для проектирования?
- Может ли отечественный САПР заменить иностранный?
- Можно ли повысить эффективность проектных работ за счет выбора отечественных продуктов?
- Правда ли что отечественный САПР позволяет сократить расходы на 80%?
- Ответы на эти и другие актуальные вопросы, связанные с выбором САПР систем вы получите напрямую от разработчиков ведущей отечественной САПР системы nanoCAD!
Насколько я помню — ватман тоже импортировали.
Экспортировали в Израиль ведь, согласно анекдоту.
судя по всему да