Очень часто попадаются модели, выполненные в КОМПАС-3D с эскизами без каких либо размеров. Хотелось бы показать, насколько полезно и просто взять за правило расставлять размеры в эскизах. И наглядно показать их работу с использованием панели «Переменные» на примере создания не очень сложного тела — диаметральная трубная решетка (специалисты которые работают в данной области, могут называть ее иначе).
Так же ниже вы увидите, как легко «вытащить» переменные из различных операций, массивов, эскизов и научитесь присваивать наименования переменных различным параметрам.
Но начнем, с самого начала 😉
Коротко об интерфейсе
У меня все панели стоят в вертикальном положении, панель переменных и дерево модели с левой части рабочего пространства, панель свойств располагается справа, основной уклон тут сделан не на работу с панелями, а на работу в с моделью.
Как правило, других настроек интерфейса не делаю.
Приступим к непосредственному созданию модели. Выбрать можно любую базовую плоскость это не принципиально и не сильно скажется на построении, но в уроке построение будет от «Плоскости XY».
Создадим новую деталь с расширением файла .m3d и сохраним.
Строим окружность из центра координат произвольного размера и ставим размер.
Откроем панель переменных и убедимся, что появилась новая переменная «D».
Значение переменной менять не обязательно, хотя можете экспериментировать на любом этапе, но не будем на этом акцентировать внимание, пойдем дальше.
Закроем эскиз и выберем «Операцию выдавливание», в графе направление поменяем на «Средняя плоскость», в графе «Расстояние» ничего не меняем, этот параметр будет управляемым на следующем этапе.
Посмотрим панель «Переменные» и раскроем «+» напротив «Операция выдавливания:1». В поле выражение соответствующее параметру «Расстояние 1» вносим английской раскладкой «B», после чего она появится в под переменной «D».
Примечание: вместо B можете ставить любое свою переменную, но по уроку будет В, на дальнейшие действия наименование этой переменной не влияет.
Выберем плоскую грань нашего цилиндра. И создадим на нем эскиз, с двумя окружностями из центра координат, проставим размеры D1 и D2 соответственно картинке. И проверяем наличие переменных в панели «Переменные»
Закроем эскиз и зайдем в панель «Поверхности» и выберем «Линейчатая поверхность», для «Кривая 1» выберем окружность D1, для «Кривая2» окружность D2. Закроем операцию. В результате чего будет создана поверхность.
Для удобство и большей наглядности скроем твердое тело.
Откроем панель «Пространственные кривые», выберем «Группа точек на поверхности», поверхностью выберем «Линейчатую поверхность: 1». Выбрать способ «По сетке вокруг заданной точки» параметры U% и V% выберем по 50, для того чтобы сетка точек строилась из центра поверхности. Выберем тип сетки «Гексагональная», шаг по сетке изменять не обязательно, на следующих этапах этому параметру присвоим переменную. И самое главное поставить галочку в «Учитывать границы» из-за чего точки не будут выходить за рамки нашей «Линейчатой поверхности: 1».
Теперь включим отображение нашего твердого тела и скроем поверхности и точки.
Далее создадим отверстие в центре координат, для чего выберем грань нашей цилиндрической доски и создадим «Эскиз» с окружностью из центра координат, диаметр окружности произвольной формы. Поставить размер «d» на окружность.
После чего закрыть эскиз и вырезать отверстие, тут можно пойти как минимум двумя путями, вырезать «Через все» или вырезать «На расстояние» равное толщине «B», пойдем менее затратным способом и вырежем «Через все»
Выбрав «Эскиз:3» выдавим тело такой же формы на всю толщину Трубной доски. Для чего кликаем на «Эскиз:3», выберем «Операция выдавливания», сменить направление на «Обратное» и способ «Через все».
Заходим в панель «Массивы» и выбираем «Массивы по точкам», кликаем по предварительно созданной операции «Вырезать элемент выдавливания:1» в дереве модели. В панели свойств переходим во вкладку «Параметры» и кликаем по полю «Точки», после чего выбираем «Группу точек по поверхности:1» в дереве построения модели. Завершаем операцию.
Геометрическое построение выполнено, осталось «связать» переменные.
Для дальнейшей работы нужно определиться, какими переменными мы хотим управлять. В данной статье будет показан вариант управления наружным диаметром трубной доски «D», диаметром слепой зоны «D2», диаметром отверстия «d», шагом «T» и минимальным зазором от наружного диаметра трубной доски и максимальным диаметром расположения отверстий под трубки.
Для начала откроем «Группу точек по поверхности:1» в панели «Переменные» и графе «Шаг» присвоим переменную «T».
Далее добавим новую пользовательскую переменную «Z_min» в панель «Переменные».
В строке «Выражение», напротив переменной «D1» вписываем формулу: (D-Z_min*2-d), она выводится из такой геометрической зависимости:
Выполнив последние манипуляции, и проредактировав переменные получаем вот такую картинку:
Итогом стала трубчатая решетка с большим количеством переменных чем в видео, показанном ниже.
При желании можно добавить зазор равный d для слепой зоны D2, но пускай это останется как домашнее задание для желающих повторить подобного рода модель.
Результат
Это моя первая статья, надеюсь вам понравилась 😉
P.S. Для тех, кто хочет стать Мастером КОМПАС-3D! Новый обучающий видеокурс позволит вам легко и быстро освоить систему КОМПАС-3D с нуля до уровня опытного пользователя.
No comments yet.