Altium Designer позволяет визуализировать внешний вид платы. Это позволяет не только получить реалистичную 3D-модель платы, но и отслеживать совместимость компонентов между собой, а в дальнейшем и с корпусом проектируемого устройства. В статье приведены основные способы создания 3D моделей компонентов в программе Altium Designer.
Существует 3 основных способа построения моделей:
- Внутренними средствами Altium Designer (в ручном режиме);
- С помощью Мастера (в полуавтоматическом режиме);
- Подключение модели в формате STEP.
1. Создание 3D-модели внутренними средствами Altium Designer (в ручном режиме).
Внутри AD можно создать упрощенные 3D-модели компонентов, для этого необходимо открыть посадочное место компонента (в данном примере посадочное место SMD резистора). В слое c 3D-моделями помощь функции Place > Line рисуем прямоугольник, который показывает габаритные размеры элемента (Рис. 1).
Рис. 1. Создание контура 3D-модели
Далее необходимо вытянуть созданный контур. Для этого заходим Tools > Manage 3D-Bodies for Current Component… и в появившемся окне Component Body Manage for Component (Рис. 2) напротив необходимого контура в столбце Body State указываем его в качестве 3D-модели о чем сигнализирует иконка .
Рис. 2. Component Body Manage for Component
В столбце Overall Height указываем высоту, на которую необходимо вытянуть данный контур (так же можно указать сторону и слой, на которой будет находиться элемент, задать цвет и установить прозрачность 3D-модели). После нажатия Close, программа автоматически строит упрощенную 3D-модель элемента (Рис. 3)
2. Создание 3D-модели с помощью Мастера (в полуавтоматическом режиме);
Находясь в редакторе посадочных мест, выполняем следующую команду Tools > IPC Compliant Footprint Wizard (в предыдущей статье описывался подобный мастер Component Wizard, он более простой и содержит меньше настроек). На втором шаге программа просит выбрать тип корпуса из списка (Рис. 4).
Далее нажимаем Next> и согласно выбранного типа корпуса необходимо задать ряд его параметров (Рис. 5).
Рис. 5. Ввод параметров корпуса
На последних шагах требуется указать имя файла и место, куда будет сохранен корпус, после чего нажимаем Finish и мастер формирует посадочное месте компонента с упрощенной 3D-моделью корпуса в виде вытянутого прямоугольника с габаритными размерами соответствующим заданными в мастере (Рис. в).
3. Создание 3D-модели с помощью подключения модели в формате STEP.
Процесс подключения STEP-файла к посадочному месту. Существует два типа подключения трехмерной геометрии: в виде ссылки на внешний файл и путем интеграции трехмерной графики в PCB-документ или в библиотеку посадочных мест. При подключении трехмерной графики к PCB-документу у разработчика есть выбор способа. Подключение же STEP-файла к библиотечному посадочному месту возможно только путем интеграции.
Первым делом откроем в AD нужное посадочное место и нажатием на клавиатуре клавиши «3» переведем его в трехмерный режим. После этого выполним команду Place > 3D-Body. Откроется окно 3D-Body.
В верхней части этого окна расположена область 3D-Model Type, где необходимо указать тип подключаемой трехмерной модели. В нашем случае это Generic STEP Model. Ниже расположена область Properties, в которой указывается, с какой стороны платы следует располагать подключаемую модель и в каком слое она будет отображаться в двумерном режиме. В нашем случае это, соответственно, Top Side и Mechanical1. Если выбрать Bottom Side, «заготовка» будет перевернута. Самая главная для нас область – Generic STEP Model. Снизу данной области расположены две кнопки. Необходимо нажать кнопку Embed STEP Model. Откроется стандартное окно выбора файлов Choose Model, в котором следует выбрать STEP-файл нужной модели. После этого действия строка Filename области Generic STEP Model отобразит имя подключаемого файла. После нажатия кнопки OK в рабочей области отобразится курсор с «приклеенной» к нему трехмерной моделью (рис. 8).
Рис. 8. Подключение трехмерной модели корпуса к библиотечному посадочному месту
Выбрав подходящее место и щелкнув по нему левой клавишей мыши, мы установим модель корпуса, а система вернется к окну 3D-Body. Поскольку подключать модели больше не требуется, закроем это окно кнопкой Cancel.
Следующим действием необходимо выровнять подключенную модель корпуса таким образом, чтобы он «стояла» точно на поверхности платы. Для этого сначала, с помощью зажатой на клавиатуре клавиши SHIFT, повернем посадочное место таким образом, чтобы была доступна нижняя плоскость выводов корпуса, как это изображено на рис. 9. После этого выполним команду Tools > 3D-Body Placement > Align Face With Board (горячие клавиши TBF). Программа перейдет в режим выравнивания модели по поверхности платы, а курсор примет вид креста. Первым щелчком левой клавиши мыши мы укажем системе модель, которую необходимо выровнять. При этом сама модель станет полупрозрачной. Теперь наведем курсор на нижнюю плоскость любого из выводов. Эта плоскость выделится и подсветится синей окантовкой (рис. 9). Выполним по плоскости второй щелчок левой клавишей мыши, и наша трехмерная модель выровняется точно по поверхности платы.
Рис. 9. Выравнивание корпуса по верхней поверхности платы
Теперь повернем посадочное место в исходное положение. Если необходимо, повернем модель корпуса вокруг оси Z – для этого зажмем на корпусе левую клавишу мыши и необходимое количество раз нажмем на клавиатуре «Пробел» (рис. 10).
Рис. 10. Поворот модели корпуса вокруг оси Z
Остается выровнять модель корпуса относительно посадочного места. В нашем случае эту процедуру желательно выполнять в двумерном режиме, перейдя в него нажатием клавиши «2» на клавиатуре (рис. 11).
Рис. 11. Выравнивание корпуса электронного компонента по горизонтальной оси посадочного места
В данном режиме трехмерная модель отображается как заштрихованный прямоугольник. Нам нужно выровнять модель корпуса относительно горизонтальной и вертикальной осей посадочного места. Если присмотреться к рис. 11, можно заметить, что верхняя и нижняя линии в слое Top Overlay расположены своими центрами как раз на вертикальной оси посадочного места. А на горизонтальной оси расположены две контактные площадки. Для выравнивания модели корпуса по горизонтальной оси выберем с помощью зажатой клавиши SHIFT модель и одну из контактных площадок, расположенных на нужной оси. Теперь щелкнем правой клавишей мыши и из выпадающего меню выберем пункт Align > Align Vertical Centers (рис. 11). После этого щелкнем курсором на выбранной контактной площадке. Сама контактная площадка останется на месте, модель корпуса выровняется своей горизонтальной осью по горизонтальной оси площадки, а значит и по горизонтальной оси посадочного места. Для выравнивания модели корпуса по вертикальной оси посадочного места нужно сделать все то же самое, только вместо площадки выбрать одну из линий из слоя Top Overlay, а в меню выбрать пункт Align > Align Horizontal Centers.
Посадочное место с подключенной моделью корпуса готово (рис. 12). Теперь можно сохранять и, при необходимости, перекомпилировать библиотеку. При каждом использовании данного посадочного места модель корпуса будет оставаться подключенной и неизменной даже если ее внешний STEP-файл будет удален с диска.
Рис. 12. Подключенная к библиотечному посадочному месту и выровненная модель корпуса электронного компонента
No comments yet.