Эту статью мы посвятим изучению функционала дерева модели в Pro/Engineer.
Работа с деревом при проектировании моделей является основополагающей. Его использование заключает в себе множество возможностей, предназначенных не только для удобства визуализации и выбора элементов модели, но и для редактирования как ее структуры, так и свойств каждого элемента в отдельности.
В качестве примера мы спроектировали деталь произвольной геометрии, используя операции вращения, вытягивания, массива и скругления. Дерево построения при этом содержит около десятка различных элементов.
Дерево модели представляет собой иерархический список ее элементов, расположенных в порядке их создания. Это подразумевает наличие так называемой связи «родитель-потомок» между элементами, так или иначе зависимых друг от друга. Смысл такой связи заключается в том, что зависимые элементы (потомки) модели базируются на предварительно определенных элементах (родители), используя геометрические и размерные взаимосвязи. Все изменения, осуществляемые в родителях автоматически отслеживаются и в потомках.
К примеру, в нашей модели эскиз с отверстиями Эскиз 3 нарисован таким образом, что центр каждого отверстия образмерен относительно крайней точки скругления, располагающегося по образованной от вырезов кромке. Эта точка выбрана в качестве основных привязок эскиза.
Попробуем как-либо изменить геометрию кромки. Для этого в дереве модели найдем эскиз выреза (Эскиз 2). Щелкнем на него ПКМ, после чего развернется меню с различными опциями редактирования, а геометрия эскиза подсветится в графическом поле красным цветом.
Для перехода в режим эскиза и последующего его редактирования выбираем команду Править определение.
Изменим, к примеру, радиус окружности. Ведь геометрия кромки, которую мы стараемся изменить, напрямую зависит от этого радиуса. Мы задали радиус окружности 35мм вместо 65 и завершили эскиз. Обратим внимание, как после этого изменилась геометрия нашей детали.
Связь «родитель-потомок» сделала свое дело. Положение отверстий зависит от крайней точки скругления, а геометрия скругления определяется кромкой, которая в свою очередь образуется радиусом выреза. Изменив радиус выреза, мы наблюдаем преобразование отверстий.
С помощью дерева построения модели можно менять структуру элементов в ней, изменяя последовательность их построения. Осуществляется это путем обыкновенного перетаскивания нужного элемента левой кнопкой мыши в списке элементов дерева. Разумеется, перемещать потомка таким образом, чтобы он был впереди родителя, невозможно.
К примеру, найдем в дереве модели элемент создания трех диаметральных канавок (Вращение 1).
Эскиз этого элемента содержит в себе геометрические привязки и образмеривание, базирующиеся только на стартовых опорных плоскостях и первоначальном твердом теле детали (Вытягивание 1).
Иными словами, данный элемент никак не связан с промежуточными построениями и нам ничто не мешает изменить иерархическую структуру модели так, чтобы его построение осуществлялось в любой другой момент. Для этого в дереве модели схватимся ЛКМ за наш элемент Вращение 1 и, не отпуская, перетащим его вверх в списке элементов дерева построений, например, в позицию, последующую за элементом Вытягивание 1.
Как видно, конечное местоположение перетаскиваемого элемента обозначается жирной темной линией, а все промежуточные элементы, через которые происходит перетаскивание, светлой. Кроме того, эскиз, на котором базируется перетаскиваемый нами элемент вращения, перемещается вверх вместе с ним и во время перетаскивания обозначается специальным значком зависимости .
После этого отпускаем ЛКМ и модель детали начинает автоматически пересчитываться в новую иерархию, производя при этом автоматическое обновление своей структуры, геометрии (однако, в нашем случае изменений не произойдет) и, соответственно, дерева модели.
Обратим внимание на элемент Скругление 3 в конце списка элементов дерева. Его родителем является только что перенесенный нами в начало построений элемент Вращение 1.
В Pro/Engineer существует возможность временно упразднить нужные элементы модели с возможностью их последующего восстановления. В контексте программы эта функция носит название Подавить.
Например, щелкнем ПКМ на только что перенесенном нами элементе Вращение 1 и выберем опцию Подавить.
После этого появится окно с подтверждением подавления. Обратим внимание, что, также, подавлен будет вышеописанный нами элемент Скругление 3.
Иными словами, операция подавления распространяется как на родителя, так и на всех его потомков. Нажимаем ОК и видим, что на модели больше нет диаметральных канавок со скруглениями, но элементы их создания присутствуют в дереве, обозначенные звездочкой *.
Восстановить эти элементы можно в любой момент, аналогично нажав на них ПКМ и выбрав опцию Восстановить.
Элементы в дереве модели можно группировать. Pro/Engineer устроен таким образом, что для создания некоторых операций (например, массивов) все входящие в них элементы обязательно должны быть сгруппированы. Кроме того, зачастую группирование необходимо для удобства визуализации дерева модели.
Найдем в дереве нашей модели два идентичных элемента: Скругление 1 и Скругление 2 и выделим их ЛКМ, зажав левый ctrl.
После этого, щелкнем ПКМ на любом из этих элементов и выберем опцию Группа.
Объекты будут объединены в группу, развернуть содержимое которой можно, нажав на соответствующую кнопку в виде плюсика напротив имени группы.
Таким образом, мы научились работать с элементами дерева модели в Pro/Engineer. Как видно, многие манипуляции с деревом напрямую связаны с понятием «родитель-потомок», с которой мы также познакомились в этой статье. Спасибо!
No comments yet.