Top menu

Использование привязок эскиза к пространственной геометрии

В этой статье мы научимся устанавливать привязки эскиза к пространственной геометрии трехмерной модели.

Речь идет о возможности использования различных элементов трехмерной модели в качестве привязок для закрепления проектируемого эскиза в пространстве, а также для фиксирования его геометрии при рисовании. Такими элементами могут являться:

· Опорные элементы. К ним, как нам уже известно, относятся плоскости, геометрические точки, оси и системы координат.

· Существующая геометрия модели. В качестве привязок для проектирования нового эскиза можно выбирать кромки или поверхности уже существующей к этому моменту трехмерной модели.

· Эскизы. Сильную геометрию уже спроектированных ранее эскизов можно также использовать в качестве опорных привязок для рисования нового эскиза.

· Сечения. В некоторых случаях в качестве привязок для эскиза возможен выбор контура, образованного пересечением поверхностей модели детали с плоскостью эскиза.

При выборе пользователем любого из таких элементов для добавления привязки эскиза, автоматически создается так называемая связь «родитель/потомок» между выбранным объектом и проектируемым эскизом. Это подразумевает под собой прямую зависимость эскиза от выбранного объекта в качестве привязки для него и любое последующее изменение, касающееся этого объекта, отразится на эскизе.

В качестве примера мы нарисовали простой эскиз. Его геометрия включает в себя как сильные элементы, так и вспомогательные.

1_15

Как нам уже известно, программа старается автоматически назначать привязки для каждого нового эскиза с целью определить положение его геометрии в пространстве. Поэтому в наш эскиз заложены привязки к плоскостям RIGHT и TOP, а обозначаются они темно-синими пунктирными линиями в графическом поле (цвет зависит от текущего стиля отображения).

На верхней панели инструментов выберем вкладку Эскиз — Привязки… для вызова окна привязок эскиза.

2_15 - копия
Как видно, в этом окне представлен список привязок текущего эскиза. Привязки в этом списке представляются в виде наименования объекта, его системного индекса, а также заключенного в круглые скобки элемента, к которому этот объект принадлежит. Кроме того, небольшое окошко под названием Выбрать говорит о том, что нам сразу же предлагается добавить интересующие нас привязки.

Закроем оба окна, сохраним эскиз и вытянем его на произвольную длину. Создадим новый эскиз. В качестве плоскости рисования выберем одну из боковых граней нашей детали с привязкой влево к плоскости FRONT.

4_15

После этого будем автоматически переориентированы в плоскость рисования эскиза, а в качестве привязок в нем программа назначит плоскости FRONT и TOP.

5_15

Итак, попытаемся вручную назначить дополнительные привязки для нашего эскиза. Выберем вкладку Эскиз — Привязки… и укажем ЛКМ одну из кромок паза нашей детали.

6_15

Как видно, привязка к этой кромке отобразилась в окне привязок и при этом спроецировалась на плоскость нашего эскиза.

Не выходя из режима выбора привязок эскиза включим отображение осевых линий модели, нажав соответствующую кнопку Показ осей 7_15 на верхней инструментальной панели. Выберем для наших привязок ось, проходящую через центр паза.

8_16

Закроем окно выбора привязок и нарисуем произвольный эскиз, геометрию которого образмерим относительно выбранного нами.

9_16

Вытянем этот эскиз насквозь нашей детали с удалением материала.

10_16

Начнем новый эскиз. В качестве плоскости рисования выберем одну из внутренних боковых граней нашего радиального паза с привязкой влево к плоскости FRONT.

11_16

Как только мы будем переориентированы в плоскость рисования эскиза, программа выдаст окно выбора привязок автоматически, так как в данном случае смогла распознать только одну привязку к плоскости FRONT из-за того, что плоскость нашего эскиза не перпендикулярна ни к какой другой плоскости.

12_16

Иными словами, закреплений эскиза на данный момент недостаточно для определения его в пространстве и в этом случае нам следует выбрать недостающие привязки вручную.

Выберем кнопку Пересечение в окне выбора привязок. Это опция предназначена для установки в качестве привязки линии пересечения плоскости рисования текущего эскиза с интересующей нас поверхностью. Щелкаем ЛКМ на внутренней части отверстия и получаем в качестве привязки элемент, образованный пересечением плоскости нашего эскиза и цилиндрического контура. Этот элемент представляет собой эллипс.

13_16

Нарисуем эскиз, полностью повторив контур этого эллипса.

14_16

Вытянем этот эскиз в любую сторону насквозь, удаляя материал.

15_16

Создадим новый эскиз в плоскости FRONT с привязкой вправо к плоскости RIGHT. Найдем в дереве построения модели наш эскиз эллипса, который в данный момент носит название Эскиз 3. Щелкнем на нем ПКМ и выберем опцию Показать скрытые.

16_16

Это позволит нам включить отображение эскиза эллипса в графическом поле модели. Сейчас плоскость рисования нашего эскиза и направление взгляда перпендикулярны плоскости эскиза эллипса, поэтому эллипс отображается в виде плоской линии.

17_15

Войдем во вкладку Эскиз — Привязки… и выберем наш эллипс.

18_15

После этого привязка к эллипсу спроецируется на плоскость нашего эскиза в виде линии. Построим произвольный эскиз с привязкой к ней. Мы построили эскиз таким образом, что он не требует образмеривания, так как полностью закреплен благодаря зависимостям.

19_15

Вытянем этот эскиз в сторону детали с удалением материала на глубину 5мм.

20_15

Таким образом, мы научились выбирать дополнительные привязки для построения эскиза. Среди них такие объекты, как геометрия детали, опорные элементы, сечения и эскизы. Использование дополнительных привязок эскиза играет ключевую роль при проектировании эскизов в Pro/Engineer. Удачи!