В этой статье мы научимся устанавливать привязки эскиза к пространственной геометрии трехмерной модели.
Речь идет о возможности использования различных элементов трехмерной модели в качестве привязок для закрепления проектируемого эскиза в пространстве, а также для фиксирования его геометрии при рисовании. Такими элементами могут являться:
· Опорные элементы. К ним, как нам уже известно, относятся плоскости, геометрические точки, оси и системы координат.
· Существующая геометрия модели. В качестве привязок для проектирования нового эскиза можно выбирать кромки или поверхности уже существующей к этому моменту трехмерной модели.
· Эскизы. Сильную геометрию уже спроектированных ранее эскизов можно также использовать в качестве опорных привязок для рисования нового эскиза.
· Сечения. В некоторых случаях в качестве привязок для эскиза возможен выбор контура, образованного пересечением поверхностей модели детали с плоскостью эскиза.
При выборе пользователем любого из таких элементов для добавления привязки эскиза, автоматически создается так называемая связь «родитель/потомок» между выбранным объектом и проектируемым эскизом. Это подразумевает под собой прямую зависимость эскиза от выбранного объекта в качестве привязки для него и любое последующее изменение, касающееся этого объекта, отразится на эскизе.
В качестве примера мы нарисовали простой эскиз. Его геометрия включает в себя как сильные элементы, так и вспомогательные.
Как нам уже известно, программа старается автоматически назначать привязки для каждого нового эскиза с целью определить положение его геометрии в пространстве. Поэтому в наш эскиз заложены привязки к плоскостям RIGHT и TOP, а обозначаются они темно-синими пунктирными линиями в графическом поле (цвет зависит от текущего стиля отображения).
На верхней панели инструментов выберем вкладку Эскиз — Привязки… для вызова окна привязок эскиза.
Как видно, в этом окне представлен список привязок текущего эскиза. Привязки в этом списке представляются в виде наименования объекта, его системного индекса, а также заключенного в круглые скобки элемента, к которому этот объект принадлежит. Кроме того, небольшое окошко под названием Выбрать говорит о том, что нам сразу же предлагается добавить интересующие нас привязки.
Закроем оба окна, сохраним эскиз и вытянем его на произвольную длину. Создадим новый эскиз. В качестве плоскости рисования выберем одну из боковых граней нашей детали с привязкой влево к плоскости FRONT.
После этого будем автоматически переориентированы в плоскость рисования эскиза, а в качестве привязок в нем программа назначит плоскости FRONT и TOP.
Итак, попытаемся вручную назначить дополнительные привязки для нашего эскиза. Выберем вкладку Эскиз — Привязки… и укажем ЛКМ одну из кромок паза нашей детали.
Как видно, привязка к этой кромке отобразилась в окне привязок и при этом спроецировалась на плоскость нашего эскиза.
Не выходя из режима выбора привязок эскиза включим отображение осевых линий модели, нажав соответствующую кнопку Показ осей на верхней инструментальной панели. Выберем для наших привязок ось, проходящую через центр паза.
Закроем окно выбора привязок и нарисуем произвольный эскиз, геометрию которого образмерим относительно выбранного нами.
Вытянем этот эскиз насквозь нашей детали с удалением материала.
Начнем новый эскиз. В качестве плоскости рисования выберем одну из внутренних боковых граней нашего радиального паза с привязкой влево к плоскости FRONT.
Как только мы будем переориентированы в плоскость рисования эскиза, программа выдаст окно выбора привязок автоматически, так как в данном случае смогла распознать только одну привязку к плоскости FRONT из-за того, что плоскость нашего эскиза не перпендикулярна ни к какой другой плоскости.
Иными словами, закреплений эскиза на данный момент недостаточно для определения его в пространстве и в этом случае нам следует выбрать недостающие привязки вручную.
Выберем кнопку Пересечение в окне выбора привязок. Это опция предназначена для установки в качестве привязки линии пересечения плоскости рисования текущего эскиза с интересующей нас поверхностью. Щелкаем ЛКМ на внутренней части отверстия и получаем в качестве привязки элемент, образованный пересечением плоскости нашего эскиза и цилиндрического контура. Этот элемент представляет собой эллипс.
Нарисуем эскиз, полностью повторив контур этого эллипса.
Вытянем этот эскиз в любую сторону насквозь, удаляя материал.
Создадим новый эскиз в плоскости FRONT с привязкой вправо к плоскости RIGHT. Найдем в дереве построения модели наш эскиз эллипса, который в данный момент носит название Эскиз 3. Щелкнем на нем ПКМ и выберем опцию Показать скрытые.
Это позволит нам включить отображение эскиза эллипса в графическом поле модели. Сейчас плоскость рисования нашего эскиза и направление взгляда перпендикулярны плоскости эскиза эллипса, поэтому эллипс отображается в виде плоской линии.
Войдем во вкладку Эскиз — Привязки… и выберем наш эллипс.
После этого привязка к эллипсу спроецируется на плоскость нашего эскиза в виде линии. Построим произвольный эскиз с привязкой к ней. Мы построили эскиз таким образом, что он не требует образмеривания, так как полностью закреплен благодаря зависимостям.
Вытянем этот эскиз в сторону детали с удалением материала на глубину 5мм.
Таким образом, мы научились выбирать дополнительные привязки для построения эскиза. Среди них такие объекты, как геометрия детали, опорные элементы, сечения и эскизы. Использование дополнительных привязок эскиза играет ключевую роль при проектировании эскизов в Pro/Engineer. Удачи!
No comments yet.