В этой статье мы подробно рассмотрим основные инструменты рисования скетчера программы Pro/Engineer.
Запустим Pro/Engineer и выберем создание новой твердотельной модели. Щелкнем мышкой на кнопке Эскиз , в качестве плоскости рисования эскиза выберем фронтальную плоскость FRONT и позволим программе автоматически выбрать привязку Вправо к плоскости RIGHT. Нажмем OK, после чего будем переориентированы в плоскость построения эскиза.
Проектирование нашего эскиза начнем с построения прямой линии. Это простейший геометрический элемент, зачастую составляющий значительную долю геометрии эскизов любой сложности и объема. Прямая линия, имеющая длину, строится по двум точкам: ее начало и конец. Для ее построения выберем левой кнопкой мыши (ЛКМ) значок Линия на правой инструментальной панели эскиза и, переместив курсор в привязку к вертикальной оси, повторим нажатие ЛКМ, выбрав тем самым точку начала нашей линии. Отведем курсор горизонтально вправо, наблюдая увеличение длины линии в зависимости от удаления курсора от ее начала, и нажмем ЛКМ для выбора конечной точки.
После этого программа предлагает нам сразу же построить следующую линию, начальная точка которой является конечной точкой предыдущей. Это весьма удобно при рисовании цепочки нескольких отрезков. Чтобы отклонить построение следующей линии нажмем среднюю кнопку мыши (СКМ), а затем повторим это нажатие для завершения режима построения линий.
При проектировании эскиза в Pro/E рекомендуется производить образмеривание и назначение отдельных привязок геометрии по возможности после завершения построений. Это связано с тем, что построение новой геометрии может разрушать уже существующие размеры и привязки. В особенности это касается сложных эскизов.
Нарисуем окружность с центром, расположенным ровно в середине длины нашей линии. Для этого на правой панели инструментов выберем уже известную нам кнопку рисования окружности , после чего переместим курсор приблизительно в середину нашего отрезка и увидим, что привязать центр нашей окружности к середине нам помогает соответствующая привязка, обозначаемая буквой M (очевидно, от англ. Middle — середина). Нажав на этой точке ЛКМ, отводим курсор в сторону для придания произвольного диаметра окружности и повторным нажатием ЛКМ отвязываем ее от курсора, после чего нажимаем СКМ для завершения операции.
Попытаемся отсечь нижнюю часть окружности относительно отрезка. Это возможно осуществить при помощи инструмента Удалить сегмент . Данная функция очень удобна для отсечения и последующего удаления элементов пересекающейся геометрии эскиза. Часть объекта отсекается по кромке другого объекта. Выбрав кнопку на правой инструментальной панели, наведем курсор на низ окружности относительно отрезка и нажмем ЛКМ, после чего нижняя часть будет автоматически отсоединена по точкам пересечения с отрезком и удалена.
Теперь попробуем отсечь часть нашего отрезка, находящуюся внутри получившейся полуокружности. Осуществим это при помощи инструмента Разделить. При применении этой функции разделение объекта происходит в указанной точке. Рядом с кнопкой Удалить сегмент нажмем на стрелку и из развернувшегося меню выберем Разделить . Щелкнем ЛКМ последовательно на двух крайних точках окружности, лежащих на отрезке и нажмем СКМ для завершения операции. Для удаления отсоединенной нами части линии выделим ее и нажмем delete.
Создадим плавные переходы в виде закруглений к линиям по обеим сторонам окружности. Щелкнем на инструмент Круговое на правой панели, а затем поочередно выберем ЛКМ скругляемые элементы: сначала левую сторону окружности и левый отрезок, затем правые.
Скруглив, мы видим, что программа автоматически отсекла часть линии и часть окружности в точках начала скруглений, но не удалила эти части. Удалим их вручную.
В скетчере Pro/Engineer можно строить два разных вида осей. Щелкнем на стрелку рядом с кнопкой Линия и в открывшемся контекстном меню найдем два инструмента: Осевая линия и Геометрическая осевая линия . Осевую линию можно использовать, как, например, ось симметрии при эскизном рисовании. Иными словами, она является лишь локальным средством вспомогательного построения и не может быть доступной для глобального использования. Для этой цели существует геометрическая осевая линия, которую можно использовать в качестве оси вращения или привязки при различных построениях вне среды эскиза. Аналогичными свойствами обладают такие инструменты, как Точка , Геометрическая точка , Система координат , Геометрическая система координат .
Обе осевые линии имеют бесконечную длину в эскизе и строятся по двум точкам: первая точка определяет привязку к существующей геометрии или свободному пространству в графическом поле, вторая — угол наклона оси.
Построим горизонтальную вспомогательную осевую линию внизу нашего эскиза. Выбрав инструмент Осевая линия , щелкнем ЛКМ в свободном пространстве графического поля чуть ниже построенной нами геометрии. При последующем изменении положения курсора мыши осевая линия будет автоматически менять угол своего наклона, пересекая при этом певроначально выбранную нами точку. В данном случае нас интересует горизонтальная осевая линия, по-этому переместим курсор мыши в привязку к горизонтальности, обозначаемой буквой H (от англ. Horizontal — горизонтальный) и повторим нажатие ЛКМ для завершения построения осевой линии. Для выхода из режима рисования осевых линий нажмем СКМ.
Отразим зеркально построенную нами геометрию относительно осевой линии при помощи инструмента Отражение на правой панели. Эта кнопка становится доступной только после выбора геометрии для отражения. Зажав левый Ctrl, выберем поочередно отрезки, скругления и окружность. Затем щелкнем на Отражение и выберем ЛКМ построенную нами ось. Таким образом, геометрия симметрично отражена относительно оси и для подтвеждения этого программа поставила соответствующие стрелки в каждой из точек нашего эскиза.
Замкнем эскиз с обоих сторон, соединив конечные точки отраженной геометрии отрезками и попробуем создать фаски на образовавшихся прямых углах.
Фаска представляет собой скошенные кромки или углы. В скетчере нашему вниманию предоставлены два типа фасок.
Фаска, которая рассчитывает и в виде вспомогательных линий достраивает пересечания выбранных для скоса элементов. Для ее использования щелкнем на значок Фаска и поочередно выберем ЛКМ горизонтальный и вертикальный отрезки в правой верхней части эскиза. Программа построила скос, достроив при этом пересечение скашиваемых отрезков в виде штрихпунктирных линий. Такие линии в эскизе носят статус вспомогательных. Обратим внимание на то, что созданные слабые размеры, определяющие геометрию фаски, являются линейными.
Построим вторую фаску, которая наоборот, не достраивает пересечение скашиваемых кромок. Соответствующую кнопку Отсечение фаски выберем из выпадающего меню рядом со значком Фаска. После этого щелкнем ЛКМ поочередно на горизонтальном и вертикальном отрезках слева снизу. Фаска готова. В данном случае размер, определяющий геометрию фаски, является угловым.
Повторим построение фасок с противоположной стороны детали.
Так как наша будующая деталь — это деталь вращения, нам необходима ось, относительно которой будем вращать наш эскиз. Для ее построения выберем инструмент Геометрическая осевая линия и построим ось горизонтально в точке пересечения базовых плоскостей.
Сохраним эскиз нажатием кнопки Готово.
В дереве построения выберем ЛКМ наш эскиз и щелкнем на инструмент Вращать , расположенный на правой инструментальной панели. Поскольку геометрическая осевая линия была построена нами внутри эскиза, программа не требует выбора оси вращения, распознав нашу ось и автоматически включив ее в соответствующее поле, где с этого момента написано «ВнутренняяОВ» (внутренняя ось вращения).
Нажмем галочку в правой верхней части экрана, чтобы создать твердотельную модель.
Таким образом, мы научились создавать геометрию эскиза при помощи основных инструментов, пользоваться которыми приходится практически всегда при работе в Pro/Engineer.
В нашей следующей статье мы продолжим изучать среду эскиза: подробно изучим вспомогательные построения и познакомимся с эскизными привязками. Спасибо!
No comments yet.