Современным производственным и проектным организациям приходится работать в условиях неопределенности глобальной экономики. Чтобы добиться успеха, предприятия стремятся выпускать инновационные высококачественные продукты, причем делать это быстро и эффективно. В немалой степени этому способствуют системы автоматизированного проектирования (САПР), которые позволяют в несколько раз ускорить вывод изделий на рынок и сократить расходы на проектирование. Но поскольку любая САПР является источником проектных данных, количество которых непрерывно растет, существует и проблема управления этими данными. К ней относятся вопросы поиска необходимых данных, их совместное использование группой инженеров, управление проектами и передача корректных данных в производство.
Компания Tech-Clarity провела исследование, опросив более двух тысяч компаний различного масштаба [1]. Обнаружилось, что негативные последствия неэффективного управления данными ощущают даже малые компании. Исследователи пришли к выводу, что трудности управления данными зависят прежде всего не от размера предприятия, а от сложности выпускаемых изделий. На рис. 1 приведены результаты опроса, в которых явно прослеживается корреляция между числом компаний, у которых возникают вопросы по управлению данными, и количеством элементов в изделиях.
Рис. 1. Трудности управления данными в зависимости от сложности изделий
Неэффективное управление данными приводит к трате времени на задачи, не связанные непосредственно с проектированием, – например, на поиск нужных данных. В ходе исследования Tech-Clarity было выявлено, что 26% компаний расходуют на такие непродуктивные задачи около 1/5 своего времени, то есть один полный рабочий день в неделю!
Чтобы избежать подобных проблем, структурировать свои данные и сделать их доступными для эффективной совместной работы, многие предприятия не полагаются на хранение информации в локальных и сетевых хранилищах, а используют решения для управления данными, такие как PDM, PLM или решения на основе Microsoft SharePoint. Однако многие предприятия, которые используют САПР среднего уровня, – это небольшие проектные организации с количеством инженеров-проектировщиков от одного до пяти. У таких компаний тоже возникают трудности, связанные с потерей ссылок на документы, дублированием имен файлов, управлением ревизиями и совместным использованием данных, но переход на полноценную PLM-систему для них невыгоден или нецелесообразен.
Разработчик современной системы трехмерного моделирования Solid Edge®, компания Siemens PLM Software, понимает задачи, которые стоят перед рабочими группами, в том числе и небольшими. Многие клиенты, работающие с Solid Edge, – это небольшие предприятия, которые не используют какую-либо управляемую среду и упорядочивают свои данные на основе файловой системы Windows. Поэтому в новой версии, Solid Edge ST9, реализованы встроенные возможности управления проектными данными (рис. 2).
Рис. 2. Вкладка Управление данными в Solid Edge ST9
Эти возможности, безусловно, будут полезны для команд инженеров, которым по мере роста объема CAD-данных становится недостаточно возможностей хранения и управления, предоставляемых операционной системой. Инструменты встроенного управления данными Solid Edge не требуют привлечения дополнительных IT-ресурсов – например, установки и настройки системы управления базами данных (СУБД). Давайте подробнее рассмотрим эти инструменты и их преимущества.
Поиск и индексирование
Теперь в Solid Edge доступен мгновенный поиск по любому атрибуту документа как из диалогового окна Открыть (рис. 3), так и из Проводника Windows (рис. 4). Это стало возможным благодаря механизму индексирования – встроенному инструменту Windows, суть которого заключается в том, что службы Windows сканируют носитель или любую необходимую директорию и сохраняют информацию о расположении файлов, их именах и свойствах. При получении поискового запроса Windows просто находит нужную информацию в кэше вместо повторного сканирования носителя. Это делает поиск намного более быстрым.
Рис. 3. Диалоговое окно команды Найти
Рис. 4. Поиск по атрибуту Название в Проводнике Windows
Функция Найти связанные документы позволяет пользователю увидеть, где используется файл. Это может быть чертеж или какая-либо сборка (рис. 5).
Рис. 5. Поиск связанных документов
Результаты поиска представят взаимосвязи выбранного документа с другими файлами Solid Edge. Это позволит избежать ошибок, связанных с изменением моделей, которые используются во множестве проектов.
Обеспечение уникальности имен файлов
В Solid Edge ST9 имеется множество возможностей, которые позволяют избежать проблем, связанных с дублированием имен файлов. Пользователь может настроить автоматическое именование файлов по номеру документа и идентификатору ревизии, а также задать проверку на уникальность номеров документов. В этом случае система не позволит сохранить файл, если заданный номер документа уже используется (рис. 6).
Рис. 6. Обеспечение уникальности номеров документов
Для обеспечения уникальности номеров документов и непрерывности нумерации в среде совместного проектирования с системой Solid Edge ST9 поставляется специальная утилита, позволяющая генерировать такие номера.
Создание ревизий документов деталей и сборок осуществляется в Solid Edge ST9 столь же легко. Команда создания ревизии вынесена на вкладку Управление данными ленты. При этом новая ревизия автоматически получает свой номер согласно правилам именования ревизий, которые можно настроить исходя из стандартов предприятия (рис. 7). При необходимости задается автоматическое создание ревизий чертежей, связанных с 3D-документами.
Рис. 7. Правила присвоения имен новым ревизиям
Все эти инструменты позволяют избежать проблемы дублирования документов.
Управление документами
Управление документами позволяет пользователям Solid Edge устанавливать статусы документов:
- «Доступен» – пользователь может работать с этим документом и изменять его статус;
- «Занят» – над документом работает другой пользователь, и только он может его изменять;
- «Утвержден» – изменения в утвержденных документах производить нельзя, однако пользователь может создать новую ревизию утвержденного документа и работать ней.
Эти статусы активны по умолчанию, и их нельзя удалить. Можно добавить статусы «На проверке», «Устарел» и «Отложен» – для их отображения в Редакторе атрибутов и Диспетчере проекта.
Статусы документов отображаются в Навигаторе сборки специальными иконками. Кроме того, если документ заблокирован (взят на проверку) вами, то его имя в Навигаторе выделяется зеленым цветом (рис. 8). Имя документа, заблокированного другим пользователем, выделяется оранжевым, а в скобках указывается имя пользователя, взявшего его на проверку.
Рис. 8. Отображение статусов документов в Навигаторе сборки
Эти встроенные возможности позволяют пользователям Solid Edge, не располагающим PDM-системой, управлять документами и избегать конфликтующих изменений, если над проектом одновременно работает множество инженеров.
Диспетчер проекта
Приложение Диспетчер проекта – это усовершенствованный Диспетчер версий. Он было полностью переписан, улучшены интерфейс и функции (рис. 9). Диспетчер проекта позволяет переименовывать документы с сохранением ссылок, перемещать файлы в другие папки, заменять одни детали другими, определять номера и ревизии, а также вносить комментарии и применять статусы.
Рис. 9. Приложение Диспетчер проекта
В состав Диспетчера проекта, как это было и в Диспетчере версий, включена утилита Просмотр и пометки.
Диспетчер проекта позволяет легко отслеживать документы, их ревизии и связи между ними. Весь этот мощный функционал теперь доступен в рамках встроенного управления данными в Solid Edge ST9.
Создать полный пакет
Средствами команды Создать полный пакет формируется архив с файлами проекта или копируются в новую папку все связанные документы. На рис. 10 видно, что команда позволяет включить в пакет чертежи и результаты симуляции проекта.
Рис. 10. Окно команды Создать полный пакет
Эта команда будет очень полезной для обмена сложными проектами с клиентами и поставщиками или внутри предприятия – без потери связей и ссылок между документами.
Интеграция с облачными сервисами
Для совместной работы над проектом и передачи проектных документов можно использовать облачные хранилища данных, такие как Dropbox и OneDrive. Эти инструменты просты в настройке и использовании и, в базовом варианте, не требуют дополнительных затрат. Файлы при этом будут синхронизироваться практически в режиме реального времени.
Представленные возможности особенно важны для географически распределенных команд проектировщиков, одновременно работающих над проектом. При этом механизм блокировки гарантирует, что во время работы пользователя над тем или иным документом никто другой не сможет внести в данный документ никаких изменений.
Заключение
Таким образом, благодаря новым встроенным возможностям, Solid Edge ST9 способен решить базовые задачи по управлению данными небольших предприятий. Следует отметить, что эти возможности не являются дополнительным модулем – они доступны «из коробки» во всех базовых продуктах Solid Edge (Design&Drafting, Foundation, Classic, Premium). Также у пользователей Solid Edge есть преимущество при переходе на проверенную на практике PLM-систему Teamcenter, интеграция с которой была значительно улучшена в Solid Edge ST9.
Литература
- Tech-Clarity Perspective: Best Practices for Managing Design Data: http://www.plm.automation.siemens.com/en_us/Images/Tech-Clarity_Perspective_Design_Data_Best_Practice_tcm1023-184552.pdf
Павел Демидов
ЗАО «Нанософт»,
продакт-менеджер департамента дистрибуции
Тел.: (495) 645-8626
E-mail: demidov@nanocad.ru
No comments yet.